Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках. При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования. Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования. Внешние исследования функциональной грамотности
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся https://fg.resh.edu.ru/?red= Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Банк заданий ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Материалы по функциональной грамотности Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России) Национальные и международные исследования качества Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022 Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Нормативные документы Функциональную грамотность оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России от 06.05.2019 № 590/219). Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности", в котором делается акцент о том, что банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» — все необходимые для работы материалы находятся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://fg.resh.edu.ru/, https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Приказ МАОУ СОШ №8 от 01.09.2023 №245-Ш " Об организации работы по развитию функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году"
|