Когда ты работаешь в школе более чем с вековой историей – ты, как учитель, относишься с особым трепетом, ты понимаешь и чувствуешь, что эти стены помнят еще как мимо школы, по улицам Графской (ныне Советская) и Бурсаковской (ныне Красноармейская), проносились конные экипажи, а смешливые гимназистки, зажав в руках учебники и тетрадки, спешили на свои занятия. Они спешили на занятия в 3-ю женскую гимназию, которая располагалась в нашем здании.
Женская гимназия, в которой ныне располагается казачья школа № 8, была построена в городе Екатеринодаре – войсковом казачьем граде. И, отдавая дань памяти трехвековой истории кубанского казачества, несколько лет назад восьмая школа, под руководством ее директора Лидии Ивановны Цимбал, взяла курс на получение статус «казачья». Работу начали еще в 2005 году, а «казачьей» школа стала в 2017 году.
Сегодня перед образовательными учреждениями стоят задачи не только образовательного характера, но и воспитательного. А для этого как нельзя лучше подходит казачий компонент.
Однако, заставить ребенка с увлечением изучать историю и традиции нашей большой и малой родины – России и Кубани, силой невозможно. Особенно учеников младших классов. С одной стороны у них есть тяга к чему-то новому, интересному, а с другой стороны они еще малыши с играми, радужным и беззаботным видением окружающего нас мира. Ребенка можно только заинтересовать, увлечь.
Таким ярким примером педагогического опыта, мастерства, знаний и материнского отношения к детям являюсь я, Людмила Ивановна Колмычек, классный руководитель 2 «Б» класса, школы № 8 имени Героя Советского Союза Геннадия Игнатова. Сама потомственная казачка, не понаслышке знаю, как правильно воспитывать ребенка в казачьих традициях.
- Когда я приняла своих малышей в первый класс, у меня уже был расписан план работы по казачьему образованию. Во главу угла ставили интересы детворы, чтобы им было интересно. Тогда и дисциплину, и знание традиций и патриотическое воспитание будет привить детворе не сложно. И в этом мелочей быть не может.
Равняться на лучших, быть примером в учебе, спорте и воспитании, стать лидером, ориентиром, звездочкой – это и есть задача талантливого педагога.
- В казачий класс наши дети приходят в единой казачьей форме, это сразу дисциплинирует. И первое, с чего мы начинаем – учим клятву казачат. Ежегодно, в конце сентября казачат-первоклашек принимают в казаки. Времени на подготовку к этому торжеству немного, и здесь на помощь нам приходят наши замечательные казаки-наставники. Особо хотелось бы отметить наставника В. В. Астафьева. Мы обязательно рассказываем детям кто такие казаки, как они прибыли на Кубань, объясняем и слова клятвы, к чему они обязывают. Помогают в работе с малышами казачата старших классов. Это мои шестиклассники, мои ученики 9-го класса.
Но прием в казачата – это только начало большой и интересной работы по освоению казачьего компонента и приобщению к культуре и быту казаков, почитанию традиций и обычаев.
Благодаря грамотному составленному учебному процессу я, как классный руководитель, организовала качественную историко-патриотическую работу в классе. Школьники изучают основы православной культуры, историю кубанского казачества и его традиции, фольклор, декоративно-прикладное искусство, строевую подготовку. Все это позволяет развивать в детях внутренний духовный мир.
Именно поэтому мы с учащимися 2 «Б» тесно сотрудничает с войсковым священником Кубанского казачьего войска, протоиреем, настоятелем войскового храма Александра Невского Иоанном Гармашом. Батюшка, в доступной форме, рассказывает детворе о значении веры в жизни каждого человека, даже такого маленького, как они. Также отец Иоанн разъясняет смысл Божьих заповедей, главных христианских праздников. Такие занятия позволяют ребятам приобщиться к православной культуре, мировоззренческим и нравственным аспектам Православия, воспитывать детей на основе исторических и культурных ценностей казачьего народа, который, как известно, всегда считался защитником православной веры.
Ученики 2 «Б» посещают тематические выставки и мероприятия, посвященные истории Кубани. Особый интерес у ребят вызывают исторические экскурсии, которые проходят в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко и Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.
Особо хотелось бы остановиться на посещения музея – заповедника им. Е. Д. Фелицына, где казачата в первую очередь побывали на экспозиции «Регалии Кубанского казачьего войска». Ребята окунулись в прошлые времена и воочию увидели коллекцию регалий и реликвий ККВ, смогли душой прикоснуться к ним душой. Профессиональный экскурсовод поведала детворе о черноморских и кубанских казаках, их боевых подвигах, представив бесценные для казачества реликвии.
Коллекция кубанских войсковых регалий состоит из уникальных исторических предметов: Высочайших грамот, знамен, атаманских булав и перначей, императорских мундиров, серебряных Георгиевских труб, печатей. Регалии российского казачества являются наградами за военную службу и подвиги во имя Отечества. Данная коллекция формировалась в течение XVIII – начала XX веков. Почти столетие они находились вдали от Родины в вынужденной эмиграции. И лишь в 2011 году последние регалии были возвращены на родную Кубань.
Подобные уроки по истории казачества формируют у ребенка гордость за своих земляков, уважение к их прошлым заслугам, пониманию исторической значимости Кубани.
Большое значение для изучения истории и традиций кубанского казачества имеют уроки технологии. На этих занятиях дети лепят, рисуют, мастерят элементы быта кубанских казаков, что позволяет изучить их быт, культуру, даже элементы казачьей формы и повседневной одежды.
Большое значение в учебном процессе я уделяю взаимодействию с казачьими наставниками. Именно они помогают и педагогу и ученикам глубже изучать и прошлую и современную историю кубанского казачества.
- К таким урокам и наставник и педагог должны готовится вместе. Если наставник может предложить тему занятий, то педагог, как никто другой, может направить урок в нужное русло. Ведь не каждый взрослый, даже любящий детей и желающий с ними заниматься, может общаться на их уровне. Что это значит? Педагог, особенно в младших классах, он не только учитель, он психолог, воспитатель и где-то даже родитель. Не случайно классного руководителя малышей всегда называли второй мамой. Это от того, что учебный процесс в младших классах не заканчивается со звонком с последнего урока. Внеурочные занятия имеют в жизни ребенка огромное значение. Мои дети учатся в казачьем классе, моя задача, как учителя, через изучение культуры и истории, сделать их внеклассную жизнь богатой знаниями.
Статью подготовила- Колмычек Людмила Ивановна (учитель высшей категории преподавания в начальных классах МБОУ СОШ №8 имени героя Советского Союза партизана Геннадия Игнатова).